Ford продал Jaguar и Land Rover
26 марта американский концерн Ford Motor Company, третий по величине автопроизводитель в мире, объявил о заключении соглашения о продаже подразделений Jaguar и Land Rover индийской автомобилестроительной компании Tata Motors. Согласно условиям сделки, Tata Motors в общей сложности заплатит за Jaguar и Land Rover примерно $2,3 млрд наличными. Это чуть меньше половины от суммы, в которую в свое время эти марки обошлись Ford. В 1989 году Ford приобрел Jaguar за $2,5 млрд, а в 2000 году — Land Rover за $2,73 млрд. После закрытия сделки Ford внесет примерно $600 млн в пенсионный фонд Jaguar и Land Rover. Также в соглашении оговорено и то, что Ford продолжит поставлять индусам определенные комплектующие (например, двигатели), а также предоставлять специалистов конструкторского отдела, помогать в исследовательской работе и ведении бухгалтерской отчетности. Ожидается, что сделка будет закрыта в конце следующего квартала. По сведениям источников, близких к сделке, Tata Motors взяла кредит на $3 млрд, необходимый для покупки Jaguar и Land Rover.
Генеральный директор Ford Алан Малалли отмечает, что "теперь Ford должен сконцентрироваться на бренде Ford и реализовать план по созданию сильной Ford Motor Company, которая будет приносить прибыль для всех". По словам главы Tata Motors Ратана Таты, Tata "очень уважает Jaguar и Land Rover и приложит усилия к тому, чтобы сохранить и приумножить их конкурентоспособность, не нанося вреда имиджу этих марок".
Ford не публикует финансовую отчетность для Jaguar и Land Rover, однако аналитики утверждают, что на крупнейших рынках сбыта Jaguar — в Великобритании и США эта марка является неприбыльной. В прошлом году в мире было продано 60 485 автомобилей Jaguar и 226 395 Land Rover. Из них в России — 12 606 автомобилей Land Rover и 1135 Jaguar. По оценке аналитика Ernst&Young Ивана Бончева, это 1% от общего объема продаж иностранных автомобилей в России. "Jaguar был просто финансовой обузой для Ford",— говорит управляющий директор британской консалтинговой фирмы Automotive Industry Data Петер Шмидт. В 2006 и 2007 годах убытки Ford составили $15,3 млрд. Основным источником убытков было североамериканское подразделение Ford.
Несмотря на то что эта сделка откроет для Tata Motors новые возможности для расширения бизнеса, индийской компании придется приложить немало усилий, чтобы поднять уровень продаж автомобилей Jaguar на прежний уровень. За последнее время спрос на Jaguar упал на 33%. Компании Tata предстоит также столкнуться со сложностями другого рода. Продажа подразделения Jaguar индийской компании может нанести определенный урон имиджу марки. Еще в конце прошлого года глава объединения американских дилеров Jaguar Кен Горин говорил, что потребители в США "не готовы" к тому, чтобы пользоваться автомобилями класса люкс, если эта марка принадлежит индийской компании (см. "Ъ" от 8 декабря 2007 года). По словам основателя ГК "Рольф" Сергея Петрова, для российского дилерского рынка ничего не изменится, автомобили Jaguar и Land Rover по-прежнему будут закупаться непосредственно у производителей. "Tata Motors не имеет собственной розничной сети в России, поэтому повлиять на него не сможет",— предполагает он. С ним согласен и глава автомобильного направления компании Mercury Илья Березин, также отметивший, что имидж luxury-брендов никак не пострадает из-за смены прописки на Индию.
[kommersant.ru]